В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрены такие, как обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и обеспечение права на обязательное социальное страхование. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации особо закрепляет право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантируя его обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
В целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования. Названный Федеральный закон предусматривает:
- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Учитывая, что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного, у судов возникли вопросы, требующие разрешения, в целях обеспечения единства судебной практики и законности, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал судам необходимые разъяснения.
В частности детально разъяснены следующие вопросы: - порядок определения размера возмещения вреда, причиненного застрахованному лицу;
- понятие страхового случая, с указанием и разъяснением, со ссылками на соответствующие правовые нормы, каждого из квалифицирующих признаков страхового случая - факта повреждения здоровья, принадлежности пострадавшего к кругу застрахованных, наличия причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора;
- вопросы определения степени утраты профессиональной трудоспособности, в т.ч. при несогласии застрахованного с заключением медико-социальной экспертизы;
- особенности применения такого вида обеспечения по страхованию, как единовременная страховая выплата;
- вопросы взыскания страхового возмещения при невыполнении работодателем обязанности по уплате страховых взносов (в таких случаях взыскание производится с соответствующего отделения ФСС РФ);
- вопросы расчета и перерасчета размера назначенных страховых выплат, в т.ч. в связи со спорами об обеспечении права истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и в связи с инфляционными процессами;
- особенности осуществления выплат за счет капитализированных платежей (в т.ч. в определенных случаях - вне зависимости от наличия капитализированных платежей).
|